Кузнецова Оксана Николаевна город Новороссийск
« Изменения в дошкольном образовании в 2023 году: Федеральная образовательная программы и ФГОС ДО»« Изменения в дошкольном образовании в 2023 году: Федеральная образовательная программы и ФГОС ДО» 15 ноября 2022 года состоялось широкоеобщественное обсуждение проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования. Федеральная образовательная программа (Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. Единая федеральная программа действительно необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования. Как новая программа дошкольного образования изменит детские сады 1 сентября 2023 года должна вступить в силу новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования, проект которой Министерство просвещения представило в ноябре. Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Как было раньше Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы базировались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет. Так, среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет!), принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования. В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. Началась новая веха дошкольного образования в России — и веха в целом неплохая. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование. Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы». Следом идут «Истоки» (в ее основе — тезисы Александра Запорожца) и «Золотой ключик». Есть в этом списке и отличная программа «Детский сад по системе Монтессори», и программа «ПРОдетей», в основе которой — культурно-исторический подход к образованию, разработанный еще Львом Выготским. Достоинство принятых в 2013-м ФГОС в том, что каждый детский сад вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений. То есть каждый детский сад мог брать одну или две программы, в зависимости от потребностей, и переписывать их исходя из своих ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной среды. Цель новой Федеральной программы — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) Документ рассчитан на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп: - с рождения до года (младенческий период); - от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период); - от 3 до 7 лет (дошкольный период). Это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций: создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников; обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России; создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи; воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями. Какие нормативно-правовые документы нацеливают нас на внесение изменений в ООП? Федеральный закон от 24.09.2022 №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования» «Федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы» -«Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года» Статья 2 «Закона об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован 06.02.2023 № 72264):
Ключевые изменения во ФГОС ДО: п. 2.6: перечень образовательных областей не изменился, однако расширено и конкретизировано содержание образовательных областей п. 2.7:частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства п. 2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО п.2.11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания п. 2.12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП п. 2.13: указано, что в краткой презентации ООП ДО, помимо прочего (см. ФГОС ДО), должна быть представлена ссылка на ФОП ДО п.3.2.9:максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН п. 4.6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте, а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования Итак, два документа приведены в соответствие. Теперь, Федеральная образовательная программа, соответствует ФГОС ДО. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847): «Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. 2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. 3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проведения.«Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы». Содержание и планируемые образовательные результаты, заявленные в ФОП ДО, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для достижения в каждой ДОО. Особенности структуры ФОП ДО Структура ООП ДО: целевой, содержательный, организационный разделы
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы;
- Федеральная рабочая программа воспитания.
Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
- Федеральный календарный план воспитательной. Цель ФОП ДО • разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), исторических и национально-культурных традиций Задачи ФОП ДО (новое) • Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые результаты освоения образовательной программы • Приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; • Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей • Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей • Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия • Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности • Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования Принципы ФОП ДО • Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все этапы детства. • Педагоги должны: • выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка • обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи, которые принимают участие в их воспитании • поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности • приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства • формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности • учитывать этнокультурную ситуацию развития детей • обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия, требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития детей • организовывать сотрудничество ДОО с семьей Планируемые результаты Характеристики возможных достижений ребенка* даны детально • В младенческом возрасте – к одному году • В раннем возрасте – к трем годам • В дошкольном возрасте: к четырем годам, пяти годам, шести годам • К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения - Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО; - Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т.д. имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов; - Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5- ти, к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и конкретизированы, с учетом цели и задач дошкольного образования; Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов • Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками • Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п.3.2.3 и п. 4.6). Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО. В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в года (стартовая, с учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе (наблюдении), других малоформализованных методах и методиках педагогической диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Методы педагогической диагностики Основа – малоформализованные методы - беседа, наблюдение, контент – анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании (Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности.). Педагогическое наблюдение за детской деятельностью (в том числе в специально созданных диагностических ситуациях). Беседы с детьми. Анализ продуктов детской деятельности. Специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Проведение психологической диагностики определяется положениями ФГОС ДО (п. 3.2.3)Психологическая диагностика ФОП ДО допускает также психологическую диагностику развития детей. • Цель психологической диагностики – выявить и изучить индивидуально-психологические особенности детей, причины трудностей в освоении образовательной программы. • Кто проводит: квалифицированные специалисты – педагоги-психологи, психологи. • Какие условия: ребенок участвует в психологической диагностике только с согласия родителей или законных представителей. • Как использовать результаты: по результатам психологической диагностики специалисты организуют психологическое сопровождение и адресную психологическую помощь детям.
Особенности структура ФОП ДО
Содержательный раздел. 1. Представлены задачи и содержание образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп по всем образовательным областям 2. Содержание образовательной деятельности в каждой образовательной области дополнено и расширено, с учетом цели, задач, планируемых результатов 3. Содержание образовательных областей дополнено задачами воспитания, отражающими направленность на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», «Познание», «Культура», «Красота», «Здоровье» 4. Вариативность форм, способов, методов и средств реализации ФОП ДО. Выбор зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей детей, учета их особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важно признание приоритетности субъектной позиции ребенка в образовательном процессе 5. Могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей 6. Педагог самостоятельно определяет формы, способы, методы реализации ФОП ДО, в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. При выборе форм реализации образовательного содержания, необходимо ориентироваться на виды детской деятельности, определенные во ФГОС ДО для каждого возрастного этапа (младенческий, ранний, дошкольный возраст) 7. Уточнены методы реализации задач воспитания, методы реализации задач обучения дошкольников. 8. Представлены варианты организации совместной деятельностидетей с педагогом и другими детьми, уточнены возможные варианты позиции педагога на основе его функции: обучает чему-то новому, равноправный партнер, направляет совместную деятельность детской группы, организует деятельность детей друг с другом, наблюдает самостоятельную деятельность детей 9. Уточнено особое место и роль игры в образовательной деятельности и в развитии детей 10. Уточнены возможные формы организации образовательной деятельности по Программе в первой половине дня, на прогулке, во второй половине дня; 11. Развернуто представлена информация о занятии как организационной форме, не означающей обязательную регламентированность процесса, и предполагающей выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности 12. Выделены способы, направления и условия поддержки детской инициативы на разных возрастных этапах 13. Представлено направление взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников: цель, задачи, принципы, направления, возможные формы (расширено) 14. Представлено направление коррекционно-развивающей работы с детьми и/или инклюзивного образования: задачи, содержание, формы организации и др. (расширено) 15. Отдельным блоком (п. 29) включена Федеральная программа воспитания.
Организационный раздел. 1. Психолого-педагогические условия дополнены (например, уточнено, что образовательные задачи могут решаться как с помощью новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, обогащенные игры детей в центрах детской активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей)так и традиционных (фронтальные, групповые, индивидуальные занятия) 2. В блоке, посвященном РППС, уточнено, что ФОП ДО не выдвигает жестких требований к организации РППС, и оставляет за ДОО право самостоятельно проектировать предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и с учетом целей и принципов Программы, а также ряда требований*
3.Блок, посвященный материально-техническому обеспечению Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, наполнен обобщенными требованиями* *«Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования» (письмо Минпросвещения России ТВ-413-03 от 13.02.2023) 4. Представлен развернутый примерный перечень художественной литературы (для каждой группы детей от 1 года до 7 лет), музыкальных произведений, игр, упражнений и т.п. (для всех возрастных групп от 2 мес. до 7 лет), произведений изобразительного искусства (для каждой возрастной группы от 2 до 7 лет), а также анимационных произведений, которые рекомендуются для семейного просмотра и могут быть использованы в образовательном процессе ДОО (преимущественно отечественные мультипликационные фильмы и сериалы для детей 5-6 и 6-7 лет); 5. Примерный режим и распорядок дня опирается на действующие СанПиН, даны как четкие требования, обязательные для соблюдения, так и рамочные ориентиры для изменения режима и распорядка дня 6. В блоке «Федеральный календарный план воспитательной работы» дан перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, и уточнено, что: • план является единым для ДОО • ДОО вправе наряду с указанными в плане, проводить иные мероприятия, согласно ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей • все мероприятия плана должны проводиться с учетом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических, психоэмоциональных особенностей детей. ООП ДО разрабатывается и утверждается ДОО самостоятельно Обязательная часть: не менее 60%. Составляется на основе: ФГОС ДО и ФОП ДО. С учетом: авторских технологий и методик, линейки пособий к комплексным авторским программам дошкольного образования Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная): не более 40%.Выбор содержания и технологий ориентирован на специфику: Специфики инонациональных, социокультурных, и иных условий, в т.ч. региональных; сложившихся традиций ДОО или группы; выбора авторских парциальных образовательных программ дошкольного образования; выбора форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 28. Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации: п. 2. Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявлено, что Министерство просвещения Российской Федерации будет реализовывать организационно-методическое сопровождение реализации ФОП. Соответственно, мы понимаем, чтоготовятся методические рекомендации по переходу на ФОП ДО, по реализации ООП на основе ФОП ДО.
Что еще важно:
У нас два пути выполнения данного закона: 1. Внести изменения в ранее разработанную и утвержденную в ДОО ООП ДО, привести ее в соответствие с ФОП ДО; 2. Разработать новую ООП ДО: взять ФОП ДО за основу и добавить в обязательную и вариативную части то, что ДОО посчитает нужным из ранее разработанной и утвержденной ООП ДО 5 декабря 2023 в 09:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.