Кузнецова Оксана Николаевна город Новороссийск

Работаем по новым стандартам

Мы все знаем, что в последнее время родители не всегда могут уделить время своим детям. Это общая проблема нынешнего времени, так как мы вынуждены очень мобильно жить, думать, действовать… Дети, отданные в сад, зачастую оказываются один на один со всеми возникающими проблемами и чужими, по сути, людьми. Наши родители считают, что воспитатель может заменить их во всех аспектах воспитания. Но это далеко не так. Никто не заменит материнской теплоты  и семейного очага. То, что ребенок получает дома, невозможно измерить. Это та жизненная база,  на которой будет строиться вся жизнь этого маленького человека…

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей работы  групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для  обеспечения полноценного развития ребенка». Во вводимом сейчас Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования одной из задач, на которые направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической  поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основа этой деятельности  представляет собой вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразие форм работы с ними, активизация их участия в разных мероприятиях, использование разнообразных форм взаимодействия  с родителями.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы развить позитивное и доверительное взаимодействие  детей, родителей  и сотрудников детского сада, повысить психолого-педагогические знания у родителей. Если пришедшие к нам родители будут вплетены нами в воспитательно-образовательный процесс, то они смогут грамотно вести своих детей и в дошкольном возрасте и при переходе в школу. Они станут нашими незаменимыми союзниками. Родители будут понимать, «что» «как» и «зачем» нужно их ребенку.

Каким педагогическим методом удобнее воспользоваться? Исходя из того, что педагогический процесс в данное время все больше и больше склоняется к проектной и исследовательской деятельности, остановимся на методе проектной деятельности.

Те перемены, которые происходят сейчас в системе дошкольного образования, вызваны потребностью, вызванной соответствующим  развитием всей образовательной системы. С появлением ФГТ учреждения дошкольного образования стали переходить в режим открытости. В ФГОС дошкольного образования в требованиях к условиям реализации программы прописано: «требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

обеспечивает открытость дошкольного образования;

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности».

Кроме того в ФГОС в требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования указано:

«3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

…поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

Это связано с тем, что именно семья является ближайшим окружением ребенка. Именно семья имеет определенную главную социальную функцию: первичная социализация ребенка. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет в течение всей жизни. Исходя из этого, мы понимаем, что именно на родителях лежит особая, профессиональная роль воспитателя. Но так ли просто родителю перейти от социальной роли воспитателя к педагогической? К сожалению, это не так легко. А вот помочь справиться с возникающими трудностями может целенаправленное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. Поэтому педагогам ДОУ необходимо проводить работу с родителями. Но не просто работу, а работу по  формированию компетентности родителей в вопросах воспитания и образования своих детей.

Основной целью взаимодействия дошкольного учреждения и семьи можно считать возникновение единого образовательного пространства, в котором будут созданы условия для саморазвития и самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса. К условиям для организации единого образовательного пространства можно отнести:

·  атмосферу сотрудничества и доверия между всеми участниками педагогического процесса;

·  построение единого подхода к воспитанию, развитию ребенка;

·  формирование условий для саморазвития взрослых;

·  повышение психолого-педагогической грамотности родителей;

·  укрепление уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

·  расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;

·  установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

При таком подходе к взаимоотношениям педагогов ДОУ и семьями воспитанников, детский сад становится принципиально открытым для родителей и общественности образовательным институтом, готовым к разноплановому сотрудничеству. И в таком случае он может превратиться в культурный центр семейного досуга.

 «Метод проектов»  отражен и в работах наших отечественных ученых 20-х годов. Например, М. В. Крупенина полагала, что «метод проектов» комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Но в 30-е годы данный метод в России был запрещен, т. к. было решено, что школьная программа подменяется проектной деятельностью, а программа обучения детей не выполняется. И лишь недавно проектный метод стал восстанавливаться, т. к. существующие тенденции и нормативные изменения в образовании стали требовать новых форм организации педагогического процесса.

Проектная деятельность в ДОУ позволяет развивать у ребенка знания, умения и навыки для осуществления различных видов детской деятельности, формировать интегративные универсальные качества и развивать личность дошкольника с различных сторон.

Методика проектирования позволяет реализовать продуктивную детскую инициативу, для которой не хватает времени и места в традиционном образовательном процессе.

Проектная деятельность для дошкольников предполагает активное взаимодействие детей друг с другом и с воспитателем. Но кроме этого в ДОУ набирают силу детско-родительские проекты, которые позволяют вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей. Эти проекты приводят к тому, что родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка, становятся ближе к своим детям, налаживается контакт с воспитателями и педагогами ДОУ.

Основной целью взаимодействия дошкольного учреждения и семьи можно считать возникновение единого образовательного пространства, в котором будут созданы условия для саморазвития и самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса.

Проектная деятельность, направленная и на детей, и на родителей приводит к тому, что родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка, становятся ближе к своим детям, налаживается контакт с воспитателями и педагогами ДОУ.

Вовлекая родителей в проектную деятельность, которая охватывает все образовательные области, мы вовлекаем их в полноценный педагогический процесс.

 

Старший воспитатель Кузнецова ОксанаНиколаевна

 

 

 

16 января 2017 в 19:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.