Кузнецова Оксана Николаевна город Новороссийск
Работаем по новым стандартамМы все знаем, что в последнее время родители не всегда могут уделить время своим детям. Это общая проблема нынешнего времени, так как мы вынуждены очень мобильно жить, думать, действовать… Дети, отданные в сад, зачастую оказываются один на один со всеми возникающими проблемами и чужими, по сути, людьми. Наши родители считают, что воспитатель может заменить их во всех аспектах воспитания. Но это далеко не так. Никто не заменит материнской теплоты и семейного очага. То, что ребенок получает дома, невозможно измерить. Это та жизненная база, на которой будет строиться вся жизнь этого маленького человека… В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Во вводимом сейчас Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования одной из задач, на которые направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Основа этой деятельности представляет собой вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразие форм работы с ними, активизация их участия в разных мероприятиях, использование разнообразных форм взаимодействия с родителями. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы развить позитивное и доверительное взаимодействие детей, родителей и сотрудников детского сада, повысить психолого-педагогические знания у родителей. Если пришедшие к нам родители будут вплетены нами в воспитательно-образовательный процесс, то они смогут грамотно вести своих детей и в дошкольном возрасте и при переходе в школу. Они станут нашими незаменимыми союзниками. Родители будут понимать, «что» «как» и «зачем» нужно их ребенку. Каким педагогическим методом удобнее воспользоваться? Исходя из того, что педагогический процесс в данное время все больше и больше склоняется к проектной и исследовательской деятельности, остановимся на методе проектной деятельности. Те перемены, которые происходят сейчас в системе дошкольного образования, вызваны потребностью, вызванной соответствующим развитием всей образовательной системы. С появлением ФГТ учреждения дошкольного образования стали переходить в режим открытости. В ФГОС дошкольного образования в требованиях к условиям реализации программы прописано: «требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности». Кроме того в ФГОС в требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования указано: «3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: …поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность». Это связано с тем, что именно семья является ближайшим окружением ребенка. Именно семья имеет определенную главную социальную функцию: первичная социализация ребенка. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет в течение всей жизни. Исходя из этого, мы понимаем, что именно на родителях лежит особая, профессиональная роль воспитателя. Но так ли просто родителю перейти от социальной роли воспитателя к педагогической? К сожалению, это не так легко. А вот помочь справиться с возникающими трудностями может целенаправленное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. Поэтому педагогам ДОУ необходимо проводить работу с родителями. Но не просто работу, а работу по формированию компетентности родителей в вопросах воспитания и образования своих детей. Основной целью взаимодействия дошкольного учреждения и семьи можно считать возникновение единого образовательного пространства, в котором будут созданы условия для саморазвития и самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса. К условиям для организации единого образовательного пространства можно отнести: · атмосферу сотрудничества и доверия между всеми участниками педагогического процесса; · построение единого подхода к воспитанию, развитию ребенка; · формирование условий для саморазвития взрослых; · повышение психолого-педагогической грамотности родителей; · укрепление уверенности родителей в собственных педагогических возможностях; · расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ; · установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника. При таком подходе к взаимоотношениям педагогов ДОУ и семьями воспитанников, детский сад становится принципиально открытым для родителей и общественности образовательным институтом, готовым к разноплановому сотрудничеству. И в таком случае он может превратиться в культурный центр семейного досуга. «Метод проектов» отражен и в работах наших отечественных ученых 20-х годов. Например, М. В. Крупенина полагала, что «метод проектов» комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой. Но в 30-е годы данный метод в России был запрещен, т. к. было решено, что школьная программа подменяется проектной деятельностью, а программа обучения детей не выполняется. И лишь недавно проектный метод стал восстанавливаться, т. к. существующие тенденции и нормативные изменения в образовании стали требовать новых форм организации педагогического процесса. Проектная деятельность в ДОУ позволяет развивать у ребенка знания, умения и навыки для осуществления различных видов детской деятельности, формировать интегративные универсальные качества и развивать личность дошкольника с различных сторон. Методика проектирования позволяет реализовать продуктивную детскую инициативу, для которой не хватает времени и места в традиционном образовательном процессе. Проектная деятельность для дошкольников предполагает активное взаимодействие детей друг с другом и с воспитателем. Но кроме этого в ДОУ набирают силу детско-родительские проекты, которые позволяют вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей. Эти проекты приводят к тому, что родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка, становятся ближе к своим детям, налаживается контакт с воспитателями и педагогами ДОУ. Основной целью взаимодействия дошкольного учреждения и семьи можно считать возникновение единого образовательного пространства, в котором будут созданы условия для саморазвития и самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса. Проектная деятельность, направленная и на детей, и на родителей приводит к тому, что родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка, становятся ближе к своим детям, налаживается контакт с воспитателями и педагогами ДОУ. Вовлекая родителей в проектную деятельность, которая охватывает все образовательные области, мы вовлекаем их в полноценный педагогический процесс.
Старший воспитатель Кузнецова ОксанаНиколаевна
16 января 2017 в 19:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.