Кузнецова Оксана Николаевна город Новороссийск

Советы СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

17 мая [пт]

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах. 

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; 

Изучение учебной и научно-методической литературы; 

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; 

Изучение новых программ и педагогических технологий; 

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; 

Повышение общекультурного уровня. 

Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет (приложение 1).

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;

Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности  в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя. 

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.


Для молодых специалистов:

осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; 

формирование основ педагогического мастерства; 

развитие умений и конструктивных способностей. 


Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; 

формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.


Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; 

проявление творческого потенциала педагога; 

пропаганда своих достижений; 

развитие исследовательской деятельности. 



Для педагогов без специального образования:

овладение методикой работы с детьми; 

адаптация к педагогической деятельности. 

Тематикой самообразования также может быть: 

одна из годовых задач ДОУ; 

проблема, которая вызывает у педагога затруднение; 

пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.


Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

в определении темы, целей и задач; 

в планировании работы по самообразованию; 

в ходе реализации плана; 

в изучении и анализе результативности своей работы. 


Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности. 

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.

Результативность этапов работы по самообразованию:

1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы. 

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования. 

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).


Сформированность определенных личностных качеств:

Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.

Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике. 

Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуации, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.

Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой, творческим поиском (оценка реализации педагогом потребности в развитии производится по методике К.Ю.Белой по трем критериям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие).

Повышение профессионального статуса педагога:

Повышение или подтверждение категории.

Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).

Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.

Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать  атмосферу профессионализма и творчества.


Памятка для осуществления самоанализа

1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной  темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?

2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.

3. Практические выводы после проработки каждой темы.

4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач. 


Информация для отслеживания результативности работы педагога:

Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности. 

Информация об участии педагога в методической работе. 

Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения. 

Сведения о повышении квалификации сотрудников. 

Сведения об аттестации сотрудников. 

Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.


Литература:

1.Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ / / Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.

Интернет ресурсы:

1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm

2. http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факто-ров повышения качества работы с дошкольниками. (Болта Галина Николаевна).







Приложение 1

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии


Анкета № 1 – для выявления способности педагогов к развитию


Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Я стремлюсь изучить себя.

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

Я анализирую свои чувства и опыт.

Я много читаю.

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

Я верю в свои возможности.

Я стремлюсь быть более открытым человеком.

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

Я получаю удовольствие от освоения нового.

Возрастающая ответственность не пугает меня.

Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.


Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих 

и препятствующих развитию педагогов.


Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

Собственная инерция.

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).

Состояние здоровья.

Недостаток времени.

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

Методическая работа в ДОУ.

Обучение на курсах.

Пример и влияние коллег.

Пример и влияние руководителей.

Организация труда в ДОУ.

Внимание к этой проблеме руководителей.

Доверие.

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

Занятия самообразованием.

Интерес к работе.

Возрастающая ответственность.

Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет


Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

Данные заносятся в таблицу. 

Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.

Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К = К (фактическое) : К (максимальное),

где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,

К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.


Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

№ п/п Способность 

педагогов к 

самообразованию Ф.И.О.

педагога Стимулирующие факторы Препятствующие 

факторы Система мер

1 Активное развитие

2 Не сложившееся развитие

3 Остановившееся развитие



Анкета № 3 - Степень владения навыками самостоятельной работы


п/п Критерии оценки Самооценка

1 Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

2 Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

3 Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

4 Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

5 Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

6 Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

7 Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

8 Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

9 Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий.

10 Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.


Условные обозначения степени владения теми или иными навыками: 

+ - владею свободно, 

? - владею посредственно, вызывает затруднение, 

! – не владею.



Приложение 2

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИ

СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(самодиагностика педагога)

____________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________________               ___________________           ______________

(стаж работы)                                   (категория)                              (дата)


1. Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                   

2. Владение педагогической диагностикой

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                   

3. Умение выбрать  тип занятия и темп его проведения

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                   

4. Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)

            Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                   

5. Умение планировать учебно-воспитательный процесс

             Не владею                    Владею частично                            Владею свободно         

6. Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                   

7. Использование методов, направленных на развитие воспитанников

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно 

8. Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                   

9. Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                   

10. Использование здоровьесберегающих технологий

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно           

11. Обеспечение благоприятных условий в группе: 

- гигиенических,                                - эстетических

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                   

12. Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью 

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                   

13. Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно

14. Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно 




Приложение 3

2.1. План работы по самообразованию

Воспитатель___________________________группы №_________________МДОУ д/с №____

Тема:

Цель, задачи:

Литература: 

_________________________________________ ___________________________________ 

____________________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________________ 

Раздел 

плана Сроки Форма 

работы Практические выходы 

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Выводы:  




2.2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Учебный год Содержание работы Сроки выполнения

Результат




Приложение 4

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы работы по

самообразованию Деятельность

педагога старшего воспитателя

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.

Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

2. Планирование работы по самообразованию Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:

• в определении содержания работы по самообразованию;

• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;

• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

3. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:

• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;

• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;

• видеозаписи;

• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;

• материалы из опыта работы;

• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

5. Подведение итогов самообразования Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.

Помощь в оформлении результатов самообразования:

• выступление по итогам работы и обмену опытом;

• составление картотеки по проблеме;

• игры и пособия;

• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

• составление перспективного плана работы с детьми;

• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

• оформление передового педагогического опыта






Приложение 6

Памятка по самообразованию

Возможная проблема Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.

Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

Включите современные взгляды на проблему

Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. 

Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.



Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»


Этап – подготовка доклада, выступления.


Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.

Формулировка основных вопросов доклада, выступления.

Составление развернутого плана выступления.

Просмотр и чтение специальной литературы. 

Подбор и систематизация наглядных материалов. 

Подбор педагогических ситуаций из своего  опыта и опыта коллег. 

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

Распределение материала по вопросам.

Письменное изложение полного текста выступления.


Этап – работа с подготовленным материалом


Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.

Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).

«Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).


Этап – подготовка к выступлению 


Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.

Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.

















Памятка к исследовательской работе педагога

Как правильно сформулировать тему:

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс Предмет исследования Условия 

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние и т.п. Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность 

 и т.п. На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

и т.п.


Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

Формулировка темы  по схемам:

ЧТО – ТО          как условие развития        ЧЕГО – ЛИБО

ЧТО – ТО          как средство формирования   ЧЕГО – ЛИБО

Использование    ЧЕГО – ЛИБО  как средство (условие)  развития (формирования, воспитания, становления и т.п.)   ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»


Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.


Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать  в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации  и т.п.



Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.